Карьера

Идентификация эмоций и как управлять

Знания

Ранее мы уже рассмотрели Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен Теперь давайте разберем типы эмоций и как ими управлять


Обратимся к примеру: История про руководителя Николая, который пришел однажды домой расстроенный, бросил пиджак и свою сумку в коридоре и сказал жене: «Слушай, у меня стресс». Встревоженная супруга подошла, начала расспрашивать, что случилось. Оказалось, что у Николая совсем не стресс, а он злится на свою начальницу, которая раскритиковала его работу. Когда Николай стал рассказывать про этот случай, стало понятно, что за злостью стоит иная эмоция. Его тревога за то будущее, которое его ожидает на работе; за то, насколько стабильны его позиции, не уволят ли его.

Получается, что за первичным состоянием, которое называл Николай, стоят совсем другие эмоции: сначала злость, а потом тревога. И когда мы не докапываемся до глубины, когда мы называем неточно ту эмоцию, которую мы испытываем, следовательно, не можем ей управлять.

Что помогает и что мешает точно определять свои собственные эмоции

Экспресс-самодиагностика
Цель - написать как можно больше названий эмоций.
Время - 1 минута.
Итоги: обычно у участников получается, не более 5-6, в лучшем случае – 8 эмоций. Если вы получили 8 или 10 разных названий эмоций, вы можете поздравить себя – ваш эмоциональный словарь достаточно велик.
Если же это всего лишь три, конечно же, очень сложно, владея таким инструментарием, тонко определять детали эмоционального состояния, т.к. от их точности зависит то, насколько мы сможем ими управлять.

Типология эмоций (по Плутчику)

Плутчик предложил адаптационную теорию эмоций.
Каждую эмоцию он разбил по парам. Например, есть эмоция, которая в свете эволюции помогала человеку притягивать нужных ему соплеменников. Это эмоция радости. Противоположная эмоция, эмоция грусти, говорила про отдаление, про потерю чего-то важного. Другая интересная пара эмоций, которая тоже широко распространена, - это эмоции страха и злости. Если страх – это то, от чего нужно убегать, спасаться, то злость, наоборот, про приближение, про нападение, про подключение энергии.
Кроме того, каждая эмоция распределена на три стадии интенсивности. Пример: горе - грусть - легкая печаль.
Для того чтобы лучше определять, что чувствуете вы, что чувствуют другие люди, необходимо расширять свой эмоциональный словарь.


Собственные эмоции

Приемы развития навыка чтения собственных эмоций:
1. “Шкала эмоций”
Необходимо отмечать эмоции на шкале. Метод шкалы, когда вы оцениваете событие дня, с точки зрения эмоций, позволяет наработать практику понимания, что я чувствую сейчас.

2. Метод трех будильников
Выставить себе 3 будильника в один день.
Каждый раз, когда звонит будильник задать себе 2-3 вопроса.
Типы вопросов:
Что я сейчас чувствую?
Из-за чего я это чувствую?
Доп.вопрос: Что я могу сделать, чтобы облегчить свое эмоциональное состояние?
Активизирует внутреннее управление эмоциям.

3. Метод проекций эмоции
Оглянитесь вокруг, выберите предмет, задайте себе вопросы от лица предмета.
Типы вопросов:
Кто ты и что ты видишь вокруг себя?
Что ты сейчас делаешь?

О чем ты сейчас переживаешь?
О чем ты думаешь?
Что тебе хочется?
Попробуйте провести аналогию, чем ваше состояние схоже с состоянием этого предмета. Позволяет точно определить внутреннее состояние.

Чужие эмоции

Обратимся к примеру: Руководитель Никита столкнулся с очень критической ситуацией на работе. Некоторое время назад он дал поручение одному из самых своих ответственных подчиненных, которому он абсолютно доверял, поручение разработать новый проект. Проект был достаточно важный. Никита был полностью уверен, что человек с этим справится, т.к. он никогда не подводил своего руководителя. На свою беду сотрудник побоялся признаться в момент принятия задачи, что он не знает, как ее выполнять. День за днем он оттягивал начало работы над проектом. И дошло до того, что сам важный проект был уже практически под угрозой, потому что наш руководитель Никита очень поздно узнал о том, что сотрудник ничего не делает.
Как же это связано с эмоциональным интеллектом? Дело в том, что для каждого руководителя очень важно уметь читать эмоции подчиненных. И очень важно в момент постановки задачи заранее знать и спрогнозировать, а насколько сейчас мой подчиненный настроен ее выполнять. Насколько он уверен в ее выполнении. Насколько он вовлечен и замотивирован. И самая большая проблема, состоит не в том, чтобы распознать эти эмоции. Проблема в том, что многие люди просто не дают себе задачу, не ставят себе вопрос, а что сейчас чувствует другой человек?

Три подсказки, как можно прочитать настрой подчиненного при передаче задачи

1. Вербальные характеристики
Если человек внимательно смотрит на вас, кивает, улыбается, это говорит об интересе, радости и готовности выполнять задачу.
Если же человек смотрит в пол, отводит, взгляд, не смотрит. Это говорит либо о неприятии, либо о несогласии, в общем, о каких-то сложностях, которые вас должны насторожить.
2. Паравербальные характеристики
Вздыхающий человек, говорящий медленно, или тихим голосом, говорит о том, что он испытывает скуку, апатию, и ему не очень хочется выполнять эту задачу.
Наоборот, быстрый темп речи говорит об энтузиазме. А слишком быстрый темп и громкий голос может говорить о злости.
3. Расположение тела подчиненного
Если человек сидит, повернувшись к вам, в открытой позе с руками и неперекрещенными ногами, если его тело немножко наклонено в вашу сторону, это говорит об интересе, расположении, радости.
Наоборот, если тело отвернуто от вас, это говорит о том, что нужно насторожиться, скорее всего, что-то в задаче человека смущает, или он с чем-то не согласен. Лучше это обговорить на берегу.
Это то, что касается постановки задачи, и почему руководителю важно считывать эмоции подчиненного.

Пример: Давайте поговорим о более личном примере, о детях. Родителям очень важно точно отслеживать и понимать эмоции ребенка. Например, вы замечаете, что ваш ребенок почему-то стал очень капризным. Вы можете предугадать, что его капризы очень быстро могут вылиться в истерику, которую уже сложно контролировать.
Какие вопросы, вы можете себе задать чтобы разрулить эту ситуацию, чтобы не довести до кризиса, до истерики.
1. Что именно чувствует мой ребенок?
2. Почему он это чувствует?
3. Что я могу сделать, чтобы помочь ребенку справиться с этими эмоциями?
Вывод: понимание чужих эмоций позволяет нам предотвратить разные критические ситуации.

Техники понимания чужих эмоций

1. Немое кино
Поставить режим “без звука” на любом из диалогов. Попробовать угадать эмоции. Просмотреть этот же отрывок, но уже со звуком.
В этом упражнении хорошо задать себе вопрос:
1. Какие эмоции вам удается угадать чаще, а какие хуже.
2. Почему?
3. Какие подсказки у вас срабатывают, а какие подсказки вводят вас в заблуждение?
Эти выводы можно перенести и в обычную жизнь.

2. Вопросы близким
Каждый вечер предполагайте, что чувствует ваш близкий человек.
И если это уместно, спрашивайте его:
1. Мне кажется, что ты сейчас сердишься, я прав?
2. Мне кажется, что ты сейчас устал, не так ли?
Убедитесь, насколько ваши гипотезы точны.

3. Зеркальные нейроны
Зеркальные нейроны отвечают за эмпатию.
Чтобы подключить свои зеркальные нейроны, вам нужно прочувствовать свои внутренние ощущения. Потому что эмоции другого человека накладываются на ваши эмоции. Через свое ощущение, через свою эмпатию, вы можете понять переживания другого.

В следующей статье мы расскажем как использовать эмоции.