Карьера

Креативность

Знания

Сегодня мы поговорим о таком понятии как креативность. В этой статье вы узнаете о том, что это такое, как её развить и почему на сегодняшний день важно быть креативным. Также в конце статьи вас ждет прекрасная подборка полезных книг!


Креативность — это способность к нестандартному, остроумному, смелому решению проблем, созданию нового продукта при помощи неспециализированных ресурсов или инструментов.
Психологи считают, что у креативного человека:
  • достаточный уровень интеллекта, то есть показатель IQ не ниже 105 баллов;
  • развита гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуациях неопределенности, способность выйти за рамки установленного ранее;
  • установка на творчество как жизненный принцип, внутренняя движущая сила, благодаря которой креативность проявляется во всех областях жизни.
Итак, мы выяснили свойства креативной личности. Теперь нам важно понять, как же развить эту способность.

У человека, занятого одним и тем же видом деятельности (а таких большинство), «включается» однонаправленное линейное мышление, губительное для креативности.
Но все можно изменить, для этого есть несложные приемы.
1.«Разблокировка» мозга. Просмотр фильмов, передач, отличающихся от привычных, прослушивание музыки, не слышанной ранее.
2.Смена жизненного уклада. Даже поменяв рабочую руку во время чистки зубов или привычный маршрут от дома до работы, можно заставить мозг работать иначе.
3.Новая деятельность. Необычный мастер-класс, групповые занятия по зумбе или сайклингу прокачают «дремлющие» уголки мозга.
4.«Подзарядка» чужим креативом. Подойдет концерт экспериментальной музыки, авторские театральные постановки, картины экспрессионистов.

Есть специальные упражнения на развитие способности мыслить креативно. Их реально «вписать» в ежедневный распорядок дня.

1 упражнение

Открыв холодильник, вместо того, чтобы вцепиться зубами в батон колбасы, нужно оценить содержимое и придумать новое блюдо из имеющихся продуктов. Даже если, кроме упомянутой колбасы там будет подвядший салатный листик и 3 оливки – это отличный повод «прокачать» креативные способности.

2 упражнение

Зафиксировав в воображении белый лист, мысленно написать при помощи цветных красок свое имя, «потрогать» надпись, почувствовать текстуру, запах. В завершение – стереть.

3 упражнение

Поразмышлять о проблеме, которую предстоит решить, в ритме танца – в спонтанном движении, стараясь перевести роящиеся в голове мысли на язык тела. Это называется «станцевать проблему».

4 упражнение

Взяв книгу или словарь, наугад выбрать 2 слова, а затем найти (или придумать) нечто общее между ними. Возможно, родится невероятная и даже сумасшедшая история.

Отличные способы «прокачки» креативности – изучение иностранных языков, путешествия, иначе говоря – постоянное расширение кругозора. Например, при обнаружении колбасы «Докторская» в холодильнике – немедленно выяснить, откуда пошло такое название.

Говоря о креативности нельзя забывать о двух близких понятиях: творчество и воображение. Давайте разбираться, что же это такое.
Творчество – это процесс, в результате которого появляется уникальный продукт.
В современном лексиконе понятие «творчество» все больше подменяется понятием «креативность». Синонимом к фразе «творческое мышление» является «креативное мышление».
Только благодаря умению творчески мыслить Леонардо да Винчи сконструировал колесницу с пушкой, ставшей прообразом танка, а советский конструктор Королев сделал возможным освоение космоса. Примеров можно приводить тысячи. Как правило, все великие открытия и гениальные изобретения – это результат творческого мышления человека.

Для развития творческого начала психологи рекомендуют:
1. Каждый день делайте что-то новое, начинайте с мелочей. Например, по дороге с работы (учебы) загляните в соседний двор, где давно не были, посмотрите, что там изменилось. Пообщайтесь в мессенджерах с приятным вам человеком, с которым давно не общались. Посетите (виртуально или в реале) какой-нибудь мастер-класс и т.д.;
2. Позволяйте себе каждый день некоторое время ничего не делать (пусть недолго, хоть 10 минут). Именно во время «ничегонеделанья» подсознание «выдает» креативные идеи;
3. Общайтесь с креативными людьми. Даже если в вашем окружении, как вам кажется, их нет, то всегда можно посмотреть интервью с такими лицами в интернете. Это дает эмоциональную подпитку и мотивирует не сдаваться, даже если не все получается;
4. Больше двигайтесь, физическая активность насыщает кислородом головной мозг и позволяет ему увеличивать КПД своей работы. Нейробиологи установили, что наиболее полезным для нашего мозга является ходьба в среднем и быстром темпе;
5. Не отбрасывайте вдруг возникшие у вас идеи, как нечто нереальное, непродуктивное и бесполезное. Обдумайте, как превратить этот «бред» во что-то полезное.

Теперь перейдем к воображению.
В детстве вы наверняка представляли себя капитаном большого корабля, сидя на выстроенных в ряд табуретках. Рисовали в голове свой полет на Луну или встречу с доброй феей. Кормили кукол «кашей» и расплачивались невидимыми деньгами. Придумывать эти события и предметы вам помогало ваше воображение.
Воображение – это способность создавать в сознании существующие и несуществующие образы. Такое «умение» доступно только для человеческой психики: это отличает нас от других живых существ.
Важно отметить, что воображать умеет каждый человек при условии, что он здоров и душой, и телом. Психические расстройства и нарушения мозговой деятельности способны нарушить или вовсе ликвидировать эту функцию.

Существует 3 способа, которые необходимо практиковать, чтобы развить способность к воображению:
  1. Интересуйтесь миром – стремитесь получать больше знаний, эмоций, ощущений. Ходите на выставки, в кино, театры, читайте книги, путешествуйте, заводите новые знакомства, пробуйте делать что-то новое.

Чем шире человеческий опыт, тем богаче его воображение.

2. Представляйте себе то, что вы хорошо знаете. Например, это могут быть люди. Ваша задача – вызывать в голове образ знакомого человека и представлять его до самых мелочей (как он улыбается, ходит, наклоняет голову, держит ложку и т.д.)
3. Воображайте то, чего не существует. Этот метод напоминает игру. Например, дайте себе задачу придумать несуществующее животное (автомобиль, одежду, еду... что хотите) и посмотрите, что из этого выйдет.
Занимаясь такими практиками регулярно, очень скоро вы заметите, что ваше мышление станет гибче. Умение мыслить гибко повышает адаптационные способности психики и организма в целом. А это уже про стрессоустойчивость, психическое и физическое здоровье.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Абстрактное мышление – это форма познания, которая позволяет выйти из интеллектуального тупика, хотя бы на обобщённом уровне описать неизвестные явления. С его помощью строят догадки и видят проблему с разных углов.
Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».
Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.
Креативное мышление очень важно в профессиях, связанных с рекламой. Сейчас предлагаем вам немного погрузиться в правила и основы создания рекламы продуктов.

Рекламные объявления впервые появились в античные времена и размещались на каменных конструкциях в центре населенного пункта. Также они нередко зачитывались публично при скоплении большого количества людей.

Слово реклама образовано от латинского reclamare, что в переводе означает кричать или выкрикивать. Отсюда можно сделать промежуточный вывод, что основная суть определения состоит в распространении сведений о чем-либо без необходимости получения согласия слушателя.

Задача креативной рекламы — рассмешить, показать товар с необычной или неожиданной стороны, рассказать о достоинствах продукта намеками, а не лоб.

Креативная реклама создает образ, который работает с нашим воображением. Вспомните знакомые всем средства художественной выразительности из школьного курса литературы — тропы: гипербола, литота, сравнение и метонимия. Придумывать креативную рекламу можно, комбинируя их.

Как генерировать больше идей?

Работать над идеей вы можете в одиночку или в креативной группе. У обоих методов есть и плюсы и минусы. Когда вы один, то идеи принадлежат только вам, не нужно ни с кем делиться славой, но с другой стороны, одна голова хорошо, а две — лучше. Но и в групповой работе есть недостатки. Как правило, большинство креативов формируется на мозговых штурмах, которые не всегда работают на 100%.

Диапазон креативности

Разработка идей с помощью ограничений. Для начала определите, с какой идеей ваш креатив будет наименее рисковым и наиболее консервативным. Это будет вашим «Беспроигрышным вариантом». Затем возьмите самую экстремальную и безумную идею — это будет ваш «Безумный вариант».
Ограничив себя исходными беспроигрышным и безумным вариантами, вы снимите с себя психологический груз. Вы уже начнете искать не абстрактную «великую идею», а такие варианты, которые вписываются в ваш заранее установленный креативный диапазон.

Ну а теперь самое время увидеть интересную подборку книг по развитию креативности!

«Подай идею. Как влюбить других в то, что ты придумал», Йерун ван Хейл
«Рисовый штурм», Майкл Микалко
«Как развить креативность за 7 дней», Льюис Гаррет
«Гениально!», Эдвард де Боно
«Кради как художник», Остин Клеон
«Гениальность на заказ», Марк Леви
«Поток», Михай Чиксентмихайи
«Скетчи по воскресеньям», Кристоф Ниманн
«Гибкий ум», Эстанислао Бахрах
«Дзен в искусстве написания книг», Рэй Брэдбери
«Создай свою вселенную», братья Маклеод

Будьте творческими и креативными людьми и жизнь заиграет новыми красками!